новости науки и медицины

Инклюзивное обучение. Хорошо или плохо?

7 декабря 2022 186

Инклюзивное образование – это совместное обучение обычных среднестатистических и детей с «особыми потребностями» и различными типами инвалидности. Они включают умственную отсталость, проблемы с обучаемостью и поведением, расстройства аутистического спектра, синдром дефицита внимания и гиперактивности, физические недостатки, нарушения зрения и синдром Дауна.

Вопрос единых классов для «стандартных» и не очень школьников регулярно поднимается специалистами в области образования, политиками и родителями по понятной причине. С одной стороны, понятно желание максимально включить в жизнь общества всех ее членов, и не только потому, что это справедливо. Каждый способный самостоятельно заботиться о себе человек снижает нагрузку на экономику, в том числе за счет участия в ней родителей или опекунов. Кроме того, совместная учеба и другие мероприятия дают детям возможность видеть мир и людей такими, какие они есть – совсем не одинаковыми.

Сторонники этой идеи предполагают, что раздельное обучение приводит к социальной изоляции, а общие классы помогают догонять «типичных» школьников и добиваться больших успехов.
Противники же настаивают на том, что стандартная программа не соответствует потребностям особых детей, может вызвать стресс, снизить их самооценку и уверенность в себе.

На эту тему было проведено уже много исследований, каждое из которых показало разные результаты, вплоть до прямо противоположных. Совсем недавно ученые решили расставить точки над i в этом вопросе, для чего проанализировали данные 15 научных работ, собравших данные об учащихся из 19 стран.
После подведения итогов оказалось, что «не все йогурты одинаково полезны». Одним особым детям инклюзия действительно помогает – они на самом деле начинают успешнее учиться, а их поведение меняется в лучшую сторону. Другим она откровенно вредит. А в целом, в виде «средней температуры по больнице», вообще никак не отражается на итоговых результатах – не способствует обучению и социальной адаптации, и не мешает им.

Ученые пришли к выводу, что в данном вопросе стандартный подход не уместен – перед включением ученика в инклюзивную программу нужно тщательно изучать потребности каждого конкретного ребенка.

Источник: Wiley Online Library

Спасибо, ваш отзыв добавлен, после модерации он станет доступен.