новости науки и медицины

Родственник попал в больницу с COVID-19 и ему не оказывают надлежащего лечения: что делать?

23 апреля 2021 6710 3

В редакцию DocFact стали поступать вопросы, требующие юридической консультации.

Сегодня мы ответим на вопрос, который беспокоил и продолжает волновать родственников больных коронавирусом: что делать, если член семьи попал в больницу и не получает должного лечения?

Ситуации могут быть разные. Например:

  • больной не получает бесплатных медикаментов, на которые имеет право;
  • родственники сомневаются в корректности схемы лечения;
  • пациенту отказывают в КТ;
  • больному не оказывают необходимую помощь;
  • игнорируется требование выдать медицинскую документацию.

Что можно сделать в этих и других случаях?

На этот вопрос отвечает Филипп Веденкин, юрист компании «Лига защиты медицинского права».

Филипп Веденкин
ФИЛИПП ВЕДЕНКИН
юрист компании «Лига защиты медицинского права»
ЛИГА ЗАЩИТЫ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА
: Родственник попал в больницу с COVID-19 и ему не оказывают надлежащего лечения: что делать?
«Самый простой и быстрый способ повлиять на ситуацию – обратиться к главному врачу медицинского учреждения».
: Какие правила тут важно соблюсти?
  • обращайтесь в письменной форме;
  • убедитесь, что обращение зарегистрировано – теперь это документ и ему должны присвоить уникальный номер, а вам – выдать второй экземпляр.
«В обращении, или жалобе, необходимо отразить все нарушения и примеры ненадлежащего оказания медицинских услуг. Также обязательно напишите, что в случае игнорирования больницей указанных требований вы направите жалобу в Министерство здравоохранения, территориальные органы Росздравнадзора и правоохранительные органы».
: Как писать жалобу?
  • придерживаться официального стиля;
  • избегать проявления эмоций;
  • излагать проблему коротко и по существу;
  • использовать только правдивую информацию;
  • перечислить максимальное количество важных фактов и деталей;
  • соблюдать хронологию событий.

«Иногда человек рассуждает так: чем выше инстанция, в которую я направлю жалобу, тем вероятнее, что вопрос решится положительно, – и пишет сразу туда.

На практике получается наоборот: чем выше инстанция, тем дольше придется ждать ответа. Ваша жалоба будет передаваться из одной организации в другую, и в каждой из них она может пролежать до 30 дней – таков срок рассмотрения обращений и заявлений.

Главный врач больше других заинтересован в разрешении конфликтной ситуации: вполне вероятно, что он постарается решить проблему как можно скорее - хотя бы для того, чтобы избежать лишнего внимания со стороны контролирующих органов, которые могут прислать внеплановую проверку.

Если вы сразу напишете в Министерство здравоохранения, это позволит вам «выпустить пар», но вряд ли повлияет на лечение близкого человека, а ваша задача — добиться, чтобы больному была оказана помощь как можно скорее.

Если вам не выдают на руки медицинские документы – а известны случаи, когда родственникам отказывали в выдаче документов после смерти пациента – вы имеете право потребовать письменный отказ в выдаче документации, и вам обязаны его предоставить.

Иногда пациент, поступивший в больницу с коронавирусом, остается без необходимого внимания не по причине халатности, а из-за того, что медицинский персонал перегружен. Это нужно обязательно выяснить, и если дело в нехватке кадров — возможно, проблему удастся решить с помощью патронажного сотрудника. Они бывают наемные или же могут быть предоставлены медицинским учреждением, если такой персонал имеется в штате.

Также не стоит забывать про статью 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" – «Соблюдение врачебной тайны». Это означает, что если вы не являетесь законным представителем человека, находящегося в медицинском учреждении, и ваш родственник нигде не указал вас как лицо, которому можно предоставлять такие сведения, то медицинское учреждение вправе отказать вам в предоставлении какой-либо информации.

Когда пациент ложится в стационар, он заполняет перечень документов, в том числе информированное добровольное согласие на оказание медицинской помощи. Там есть графа «сведения о выбранных лицах, которым в соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 19 указанного Федерального закона может быть передана информация о состоянии здоровья».

Во избежание ситуаций, когда родственникам пациента отказываются предоставлять информацию – сразу просите больного указать вас как лицо, которому могут быть предоставлены сведения о состоянии его здоровья».


Спасибо, ваш отзыв добавлен, после модерации он станет доступен.